Поиск по этому блогу

Практические работы "Педагогические основы преподавания творческих дисциплин"





МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для студентов по выполнению практических работ


МДК 02.01.
Педагогические основы преподавания творческих дисциплин

специальность СПО:
072501 Дизайн (в области культуры и искусства)




Содержание

Введение
4
Практическое занятие № 1. Семинар «Методы педагогических исследований»
5
Практическое занятие №  2. Семинар «Воспитание через творчество».
5
Практическое занятие № 3. Семинар «Методы обучения»
6
Практическое занятие № 4. Семинар «Принципы и правила обучения»
6
Практическое занятие № 5. Семинар «Восприятие», «Память»
7
Практическое занятие №  6. Семинар «Эмоции»
9
Практическое занятие № 7. Семинар «Индивидуально-типологические особенности личности»
11
Практическая работа № 8 «Самосознание. Образ – Я. Личность. Деятельность»
14
Практическая работа № 9 «Эмоциональный стресс»
15
Практическое занятие № 10. Семинар «Профилактика стрессов. Психогигиена»
16
Практическая работа № 11 «Перестройка организма подростка. Юность – как социально-психологическое явление»
17
Практическое занятие № 12. Семинар «Взаимоотношения подростка и взрослого. Формирование мировоззрения в юности»
18
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
20



Введение

Методическое пособие предназначено для выполнения практических работ при изучении МДК «Педагогические основы преподавания творческих дисциплин».
Основными целями практических занятий являются закрепление и углубление теоретических знаний, умение применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности, использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. Умение применять полученных на аудиторных занятиях знаний в ходе самостоятельной работы студента, формирование умений и навыков работы с личностными психологическими тестами, составления самодиагностики, развитие самостоятельности, ответственности и организованности.
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения учебной дисциплины.
Практические занятия проводятся в форме практических работ и семинаров. Для выполнения практических работ даются четкие рекомендации и описания, которые пошагово выполняют студенты.
Семинарские занятия могут проходить в различных формах: собеседование, развернутой беседы, организация «Круглого стола», использование докладной системы и творческих дискуссий. 
Как правило, семинары проводятся в виде:
- развернутой беседы (собеседование) – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения;
- устных докладов с последующим их обсуждением;
- обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до семинара, написание рефератов может быть поручено не одному, а нескольким студентам, тогда к основному докладчику могут быть назначены содокладчики и оппоненты по докладу.
В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, с обращением к конспекту во время выступления.
По окончанию семинара преподавателем проводится письменный опрос, с целью  проверки усвоения изученного материала. С этой целью преподаватель проводит 15-20 мин. письменные контрольные работы. Они проводятся, как правило, по вопросам изучаемой на семинаре темы и студенты о них заранее не предупреждаются. Результаты контрольных работ учитываются в журнале успеваемости.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ( готовится к каждому семинару!)
1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.
2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.
Готовиться к семинарским занятиям надо не накануне, а заблаговременно. Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую литературу. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы.
Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.
Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Практическое занятие № 1.
Семинар «Методы педагогических исследований»

Цель: научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам педагогики.
План проведения семинарского занятия.
1.      Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.
2.      Устные сообщения студентов по теме (домашнее задание) – 20-25 мин.
3.      Рассмотрение каждого вопроса темы – 25-30 мин.
4.      Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин.
5.      Письменный опрос –15-20 мин. 

Ход работы: 1. Семинар проходит в форме собеседования. Вопросы для обсуждения:
1. Что такое метод научного исследования?
2. Какими особенностями отличаются педагогические процессы?
3. Что такое научный закон?
4. Чем закономерность отличается от закона?
5. Как классифицируются научные закономерности и законы?
6. В чем сущность педагогического наблюдения?
7. Какие методы относятся к традиционно-педагогическим?
8. Что такое педагогический эксперимент?
9. Назовите основные виды эксперимента.
10. В каких целях применяется эксперимент?
11. Что такое педагогическое тестирование?
12. Для каких целей применяется в педагогике анкетирование?
13. Что такое социометрический метод?
14. Зачем педагогике нужны количественные методы?
15. Объясните назначение статистического метода.
16. Что такое шкалирование?
17. Для каких целей применяется моделирование?
18. Какие методы вы будете использовать для изучения опыта своего коллеги?
19. Какие методы вы будете применять для изучения личности школьников?
20. Что вы знаете о новейших методах педагогических исследований.

2. После обсуждения составьте письменно таблицу всех известных в настоящее время методов педагогических исследований.

Вывод: опишите, какие педагогические методы исследования Вы узнали, в ходе практической работы. Раскройте актуальность данного вопроса (работа выполняется в рабочих тетрадях для практических работ).


Практическое занятие №  2.
Семинар «Воспитание через творчество»
Цель: научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам педагогики.
План проведения семинарского занятия.
1.      Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.
2.      Доклады студентов по теме (домашнее задание)
3.      Рассмотрение каждого вопроса темы – 15-20 мин.
4.      Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин.
5.      Письменный опрос –15-20 мин. 
Ход работы: Практическое занятие проходит в форме развернутой беседы, в виде исследования воспитательного процесса, как одной из категорий педагогики.
Вопросы для обсуждения:
  1. Что такое воспитание? Дайте определение и раскройте смысл данного явления.
  2. Выделите составляющие целостного акта воспитания.
  3. Перечислите и дайте общую характеристику основным элементам структуры воспитательного процесса.
  4. Сформулируйте главную цель воспитания.
  5. Перечислите основные задачи и направления воспитания человека и уточните назначение каждого из них в современной социокультурной ситуации.
  6. Что является результатом воспитания?
  7. Что понимают под методами воспитания?
  8. Как содержательно проявляются методы воспитания на практике?
  9. Как оценивают эффективность методов воспитания? От чего зависит их выбор?
  10. Есть ли универсальные методы и средства воспитания?
  11. Приведите примеры воспитательных методов и приемов и проанализируйте их отличительные признаки.
  12. Что используют в качестве воспитательных средств?
  13. Как понимают «формы воспитательной работы»?
  14. Как понимают методику и технологию воспитания, что между ними общего и в чем различие?
  15. Назовите три основные парадигмы воспитания человека.
  16. По каким основаниям выделяют разные виды воспитания?
  17. Что вы вкладываете в понимание поликультурного воспитания и воспитания на протяжении жизни?
  18. В чем особенность «системы воспитания»?
Вывод: Контрольный письменный опрос.

Практическое занятие № 3
Семинар «Методы обучения»
Цель: научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам педагогики.
План проведения семинарского занятия.
1.      Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.
2.      Доклады студентов по теме (домашнее задание)
3.      Рассмотрение каждого вопроса темы – 15-20 мин.
4.      Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин.
5.      Письменный опрос –15-20 мин. 
Ход работы: Практическое занятие проходит в форме «Круглого стола», в виде исследования методов обучения.
Вопросы для обсуждения:
1.Что такое принцип обучения?
2. Что такое правила обучения?
3. Какие принципы обучения признавал К.Д. Ушинский?
4. Чем объяснить наличие большого числа положений, претендующих на статус дидактических принципов?
5. Приведите примеры нескольких важных, но не принципиальных положений.
6. Что такое общепризнанные принципы обучения?
7. Какие принципы входят в систему общепризнанных?
8. В чем сущность принципа сознательности и активности?
9. Приведите несколько правил его реализации.
10. В чем сущность принципа наглядности?
11. Назовите правила его реализации.
12. В чем сущность принципа систематичности и последовательности?
13. Приведите правила его реализации.
14. В чем сущность принципа прочности?
15. Какие правила реализации данного принципа вы знаете?
16. В чем сущность принципа доступности?
17. Назовите правила его реализации.
18. В чем сущность принципа научности?
19. В чем сущность принципа связи теории с практикой?
20. Приведите несколько правил его реализации.

Вывод: внеаудиторно подготовить письменный доклад по теме: «Методы обучения».


Практическое занятие №4
Семинар «Принципы и правила обучения»
Цель: научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам педагогики.
План проведения семинарского занятия.
1.      Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.
2.      Доклады студентов по теме (домашнее задание)
3.      Рассмотрение каждого вопроса темы – 15-20 мин.
4.      Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин.
5.      Письменный опрос –15-20 мин. 
Ход работы: Практическое занятие проходит в форме развернутой беседы, в виде анализа принципов и правил обучения.
Вопросы и задания для обсуждения:
Задание 1. Оцените, насколько соответствуют высказывания учителей современным взглядам на соотношение обучения и развития.
- Что толку им объяснять - всё равно не поймут!
- Сейчас не поняли, ничего, объясню ещё раз, с помощью потихоньку разберёмся.
- На осине не растут апельсины.

Задание 2. Определите, о каких уровнях развития ребёнка идёт речь в следующих примерах?
1. На уроке дети самостоятельно и правильно выполнили все задания педагога.
2.Преподаватель дал задачу, которую никто не смог решить. После составления краткой записи, задачу решили пять учащихся, а после составления плана решения все.
3.Преподаватель предложил такое задание, которое никто не решил. Объяснение не помогло, задачу не решил никто.

Задание 3. Прочитайте.
Урок математики в 7 классе учитель начал так. - Постарайтесь вспомнить, какие известные вам геометрические фигуры и тела представляют предметы, которые вы видели дома. Назовите предметы и определите, какую геометрическую фигуру они вам напоминают?
Вопрос вызвал большое оживление в классе. Учащиеся говорили, что крышка стола, окно, стена дома напоминают прямоугольник, сиденье табуретки - квадрат, обеденный стол - круг, шкаф - параллелепипед и т. д.
- Найдите геометрические тела и фигуры в классе, - говорит учитель.
Опять много примеров. Далее учитель предлагает ребятам вырезать из бумаги прямоугольник, квадрат и вычислить их площадь.
- Посмотрите, что у меня в руках, - вновь привлекает внимание учащихся учитель, показывая им параллелепипеды, кубы и шары различных размеров. Учащиеся правильно называют геометрические тела. Затем выясняют, что границей геометрического тела является поверхность, а границей поверхности - линия. В результате сравнения дети поняли, что геометрическое тело имеет три измерения, поверхность - два, линия - одно, а точка измерений не имеет. Этот вывод каждый ученик записал себе в тетрадь самостоятельно.
Домашнее задание: понаблюдать, запомнить и назвать 10 различных геометрических тел и фигур, которые учащиеся увидят по дороге домой. Оно вызвало большой интерес уже на уроке, и подготовка его началась сразу же по выходе из школы. (По Т. М. Куриленко.)[4]
Оцените правильность организации учебной деятельности на уроке. Какие компоненты учебной деятельности можно выделить из данного описания?
Вопросы:
  1. Раскройте смысл основных функций современного образования.
  2. Дайте определение понятия «образование».
  3. Назовите главные критерии результативности и эффективности процесса обучения.
  4. Назовите параметры определения уровня усвоения и качества знаний.
  5. Обученность и обучаемость — это одно и то же?
  6. Что понимают под методами обучения? Приведите примеры методов и приемов обучения.
  7. От чего зависит выбор методов обучения?
  8. От чего зависит многообразие типов и видов обучения?
  9. Что такое урок и какими признаками он характеризуется?
  10. Что общего и в чем различие между уроком и лекцией? Как вы понимаете: урок-лекция?
  11. Приведите примеры разных типов урока и видов лекции.
  12. На чем основана управленческая модель обучения?
  13. Чем отличается теория обучения от дидактической концепции?
  14. Охарактеризуйте современные модели образования развитых странах мира.
Вывод: Контрольный письменный опрос.

Практическое занятие № 5
Семинар «Восприятие», «Память»
Цель: научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам психологии.
План проведения семинарского занятия.
1.      Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.
2.      Доклады студентов по теме (домашнее задание)
3.      Рассмотрение каждого вопроса темы – 15-20 мин.
4.      Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин.
5.      Письменный опрос –15-20 мин. 
Ход работы: Практическое занятие проходит в форме собеседования, в виде изучения восприятия и памяти.
Вопросы и задания для обсуждения:
Задание 1. Из предложенных ниже признаков выберите только те, которые характерны для восприятия.
а) Субъективное отражение внешнего мира;
б) отражение отдельных свойств, относимых к определённому предмету;
в) первоначальный источник знаний об окружающем мире;
г) результат совместной работы ряда анализаторов;
д) целостное отражение совокупности свойств, принадлежащих предметам, явлениям окружающего мира;
е) составной элемент, из которого складываются все предметы и явления окружающего мира;
ж) искажённое отражение окружающего мира;
 з) отражение отдельных свойств, не относимых к какому-либо предмету;
и) отражение законов природы и общества;
к) отнесение конкретного предмета к определённой категории предметов.
(По В. С. Мерлину.)[5]

Задание 2. Какие свойства восприятия (апперцепция, выделение предмета из фона, иллюзии, константность, целостность) проявляется в данных примерах?
А. Незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем тогда, когда она будет находиться в группе женщин. (По А. А. Бодалёву.)
Б. Слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию. Она остаётся той же самой, если её исполняет симфонический или струнный оркестр или один рояль.
В. Если воспринимаемый на некотором расстоянии предмет удалить от воспринимающего, то отображение предмета на сетчатке уменьшится как в длину, так и в ширину, т. е. уменьшится его площадь, а между тем в восприятии образ сохраняет в определённых пределах приблизительно ту же постоянную, свойственную предмету величину. (По С. Л. Рубинштейну.)
Г. Гёте отмечал, что тёмный предмет кажется меньше светлого, если оба имеют одинаковую величину. При одновременном восприятии белого круга на чёрном фоне и чёрного круга того же диаметра на белом фоне последний кажется примерно на 1/5 меньше первого. Они покажутся равными, если чёрный круг сделать соответственно больше. (По К. К. Платонову.)[5]
Д. Рекламные щиты на улицах специально делают большими красочными и яркими.

Задание 3. Прочитайте описание эксперимента.
Экспериментатор показывает ребёнку картинку и говорит: «Посмотри хорошенько, всё запомни, потом мне подробно расскажешь». После рассматривания картинка убирается и ребёнку предлагается ряд вопросов, направленных на выяснение полноты и точности восприятия (кто нарисован на картинке? Сколько человек? Как они были одеты? Где это происходит? И т. д.)
В другом случае, показывая ребёнку картинку, экспериментатор не только требует хорошенько посмотреть и всё запомнить, но и заранее ориентирует восприятие ребёнка предварительными вопросами (посмотри, сколько человек тут нарисовано. Как они одеты? Где это происходит? И т. д.). Затем, как и в первом случае, картинка убирается и ребёнку предлагают ряд вопросов для выяснения полноты и точности восприятия. (По А. В. Пенской.)[5]
В каком случае ответы ребёнка будут содержательнее? Почему? Как повлияют вопросы взрослого на полноту и глубину восприятия ребёнка?

Задание 4. Как организовать экскурсию младших школьников в парк осенью, чтобы создать наилучшие условия для наблюдения? Выберите необходимые условия.
1.Привести детей в парк и организовать подвижную игру;
2.Прочитать предварительно стихотворение Пушкина «Осень».
3.Предварительно объяснить детям, что они должны заметить различия между летним и осенним парком.
4.Заранее предупредить их, чтобы они внимательно рассмотрели всё, что встретят в парке. 5.Перед экскурсией объяснить детям, на какие изменения они должны обратить внимание. 6.Предупредить, что после экскурсии они должны будут нарисовать деревья летом и осенью.
7.Предложить собрать опавшие листья и разложить их по породам деревьев. (По В. С. Мерлину.)[5]

Задание 5. Почему при объяснении и разучивании нового упражнения необходимо, чтобы в классе была идеальная дисциплина? Объясните это требование с точки зрения организации восприятия. Какие ещё условия должен соблюдать учитель, чтобы сделать восприятие упражнения наиболее эффективным?

Задание 6. Ниже приводятся специфические особенности памяти и её проявлений. Выберите, какие из них соответствуют особенностям человеческой памяти, а какие - особенностям памяти машин.
1.Весь объём материала никогда не запоминается целиком.
2.Информация запечатлевается лишь при условии, что запоминающем устройстве произошли какие-то изменения под воздействием поступающей информации.
3.Процессы восприятия, хранения и обработки информации осуществляются посредством электрохимических изменений в белковых соединениях.
4.Весь объём материала может быть запомнен целиком.
5.Сигналы информации являются внешними, случайными по отношению к запоминающему устройству.
6.Процессы восприятия, хранения и обработки информации осуществляются посредством процессов в электронных устройствах.
7.Процессы восприятия, хранения и обработки информации носят избирательный характер.
8.Запоминает нестандартизированную информацию.
9.Запоминает строго стандартизированную информацию. (По В. С. Мерлину.)[5]
Вывод: Контрольный письменный опрос. Внеаудиторно подготовить доклад в письменной форме, с ответами на следующие вопросы: Опишите, что такое восприятие. Какова роль восприятия в жизни человека. Что такое память? Каковы основные функции мгновенной, кратковременной и долговременной памяти? Каков психологический смысл слова «забывать»? Какую роль, по вашему мнению, играет память в процессах воображения?

  
Практическая работа № 6  «Эмоции».
Задание 1. Выделите отрывки, в которых изображают преимущественно познавательные процессы, и отрывки, изображающие преимущественно эмоции и чувства. По каким признакам вы это определили?
А. Ученик 1 класса, рассказывая по картинке, перечисляет изображённые предметы: «Два мальчика…ведро…собачка…»(По В. С. Мерлину.)
Б. Нет, ты только посмотри, Валя, что это за чудо! Прелесть! Точно изваяние,…а краски! Смотри, смотри, ведь она не белая, то есть она белая, но сколько оттенков - желтоватых, розоватых, каких-то небесных, а внутри, с этой влагой, она жемчужная, просто ослепительная…(А. А. Фадеев. Молодая гвардия.)[5]

Задание 2. Определите, к какой категории эмоциональных явлений (положительные и отрицательные эмоции, стенические и астенические эмоции, настроение, аффект, страсть, стресс) относится переживание, описанное в каждом случае. По каким признакам это можно установить?
А. Получив в свои ворота гол, игроки стали неузнаваемы - куда девались их задор и одержимость. (По В. С. Мерлину.)
Б. Во время сдачи вступительного экзамена по математике сильный ученик, отличник, не может справиться с простенькой задачей. Говорит, что у него какое-то странное состояние: всё забыл. (По В. С. Мерлину.)
В. Ученик 7 класса рассказывает, что когда он очень расстроен, то всегда всем начинает говорить грубости. Злоба так захватывает его, что он хочет её вылить на других. Из-за этого возникают ссоры, драки и прочие недоразумения. Позже он жалеет о случившемся и раскаивается. (По В. А. Крутецкому, Н. С. Лукину.)
Г. Добросовестная и прилежная ученица была спрошена учителем. В это время в класс23 вошёл директор школы. Девочка растерялась и сразу замолчала. На наводящие вопросы отвечала сбивчиво. Создалось впечатление, что она не знает урока. После того, как директор вышел из класса, девочка бойко и уверенно ответила по всему тому материалу, который безуспешно пыталась воспроизвести ранее. (По В. С. Мерлину.)
Д. При обучении прыжкам с парашютом некоторые новички не находят в себе сил покинуть борт самолёта. Иных только повторным приказом удаётся заставить сделать шаг за борт самолёта. Страх и волнение не оставляют их и тогда, когда шёлковый купол парашюта раскрывается над ними, они теряют способность воспринимать происходящее и не могут сделать ни одного разумного действия. Иногда такое состояние не преодолевается и приходится расставаться с мыслью о прыжках. (А. Усков и Н. Мясников. Лётчик-испытатель.)
Е. Графиня Ростова после получения известия о гибели сына Пети «лежала на кресле, странно-неловко выпячиваясь, и билась головой о стену… - Наташу!- кричала она, отталкивая от себя окружающих. - Подите прочь все, неправда! Убили! Ха-ха-ха-ха!…неправда!»(Л. Н. Толстой. Война и мир.)
Д. В условиях нерешённой задачи у испытуемого повысилась двигательная активность. В течение всего опыта он насвистывал, напевал, постукивал по столу пальцами, тёр руки и лицо. Движения, прежде осторожные и точные, стали сильными и размашистыми. Испытуемый стал необыкновенно говорлив: к звуковому сигналу на ошибку отнёсся резко отрицательно. Затруднения высказывал вслух. Работа прерывалась залпами озвученных вздохов: «Ух! Ой, ой, ой!» в конце опыта появилась одышка. Но сознательный контроль не был нарушен. Испытуемый использовал логические выкладки при определении допущенных ошибок. (По В. В. Суворовой.)[5]

Задание 3. Определите виды чувств. Поясните свой ответ.
А. «Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал музыку к Онегину». (Из письма П. И. Чайковского.)
Б. После долгих усилий ученику удалось решить трудную задачу, что привело его в состояние восторга. (По В. С. Мерлину.)
В. Мальчик-староста был совершенно подавлен тем, что ребята его назвали24 «предателем», так как он сообщил классному руководителю, кто разбил стекло. (По В. С. Мерлину.)
Г. Ученица 11 класса пишет, что она в 15 лет прочла «Овод». Книга оказала на неё потрясающее воздействие, и девочка три дня ходила под сильным впечатлением. (По А. Г. Ковалёву.)[5]

Задание 4. Определите, о воспитании каких высших чувств говорит В. А. Сухомлинский. Выскажите своё мнение по этому поводу.
«Красота - средство воспитания чуткой совести. Уже в детстве - особенно в отрочестве - человек должен научиться индивидуально осваивать эстетические ценности. Важно, чтобы это освоение продолжалось всю жизнь». (В. А. Сухомлинский.)

Задание 5 (выполняется в виде реферата)
Опишите, что такое эмоции. Что такое эмоциогенная ситуация? Опишите подробно сущность двойственной природы эмоций. Чем эмоциональная реакция отличается от эмоционального состояния? Перечислите основные функции эмоций. Что такое чувства? Опишите виды чувств.

Практическая работа № 7 «Индивидуально-типологические
особенности личности».
Задание 1. У какого ученика - Вали или Саши - в особенностях поведения наиболее отчётливо проявляются свойства темперамента? Дайте обоснование своего выбора.
У Вали повышенная активность и энергичность, работоспособность проявляются при выполнении любых домашних поручений, школьных заданий, а также при выполнении любых общественных поручений; у Саши те же качества проявляются только при выполнении интересных домашних и общественных поручений, школьных заданий.

Задание 2. На основании характеристики определите тип темперамента школьника. Какие свойства темперамента проявляются в этой характеристике?
А. Виктор, 3 класс. Медлителен. Походка неторопливая, вразвалку. Говорит медленно, но обстоятельно, последовательно. На уроках сидит с довольно равнодушным лицом, сам руки не поднимает, но на вопрос учителя обычно отвечает правильно. Когда учитель спрашивает, почему не поднял руку, отвечает односложно: «Да так…» Его трудно рассмешить или рассердить. Сам обычно не обижает товарищей, к ссорам других относится равнодушно, не злобив, но для товарища ленится что-либо сделать, в разговор вступает редко, больше молчит. Понимает материал не быстро. Требуется несколько раз повторить ему новый материал, но задание выполняет правильно и аккуратно. Любит порядок. Придя в класс из другой школы, с трудом сдружился с ребятами. По словам матери, часто вспоминает старую учительницу. Видимо, привязчив.
Б. Борис, 3 класс. Безгранично увлекающийся. Часто берёт работу не по силам. До крайности подвижный. В любую минуту готов сорваться с места и «лететь» в любом направлении. Руки не находят покоя. Быстро и часто поворачивает голову во все стороны. Крайне вспыльчив. Усваивает материал быстро и правильно, но часто от торопливости даёт сбивчивые ответы. Приходится всё время говорить ему: «Не отвечай сразу, подумай сначала, не торопись». Резко переходит от смеха к гневу и наоборот. Обожает военные игры. Очень инициативен. Учителя буквально засыпает вопросами. Отзывчив и на хорошее и на дурное. Когда рассердится, ещё не умеет себя сдержать, хотя и старается. Очень любит получать хорошие отметки. Говорит: «Изумрудная пятёрочка». Хоть сто раз может сбегать куда угодно, но по дороге часто забывает поручение, так как от желания его скорее выполнить не дослушивает до конца.
В. Саша, 3 класс. Очень впечатлительный. Малейшая неприятность выводит его из равновесия, плачет по каждому пустяку. Однажды Саша заплакал только из-за того, что сразу не нашёл в портфеле учебника. Очень обидчив. Долго помнит обиды и болезненно переживает их. Мечтательный. Часто задумчиво смотрит в окно, вместо того, чтобы играть с товарищами. Покорно подчиняется всем правилам. Пассивен в детском коллективе. Часто обнаруживает неверие в свои силы. Если в работе встречаются трудности, он легко опускает руки, теряется и не доводит дело до конца. Но если настоять на выполнении задания, в большинстве случаев выполнит его не хуже других.
Г. Лена, 2 класс. Девочка очень подвижная, ни минуты не сидит спокойно, постоянно меняет позу, вертит что-либо в руках, тянет руку, разговаривает с соседом. Легко заинтересовывается всем новым, но сравнительно быстро и остывает. Преобладающее настроение весёлое и бодрое. На вопрос: «Как дела?»- обычно отвечает с улыбкой: «Очень хорошо!», - хотя иногда оказывается, что полученные ею отметки и не так уж хороши. Про пятёрки радостно объявляет всем в доме. Двоек не скрывает, но всегда бодро добавляет: «Это у меня так… случайно…». Иногда огорчается, даже плачет, но ненадолго. Мимика живая. Несмотря на живость и непоседливость, её легко дисциплинировать. На интересных уроках проявляет большую энергию и работоспособность. Легко сходится с подругами, быстро привыкает к новым требованиям. Весьма разговорчива.

Задание 3. Укажите те особенности, которые характеризуют сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика.
Повышенная активность, длительная работоспособность, энергичность, сдержанность, вспыльчивость, непоседливость, терпеливость, медленность движений и речи, медленная смена чувств и настроений, слабая эмоциональная возбудимость, быстрое усвоение и перестройка навыков, эффективность, вялость, выразительность мимики и пантомимики, молчаливость, гиперсензитивность(высокая чувствительность).

Задание 4. Какое свойство темперамента проявилось у Аиды и Люды? По каким признакам это можно установить?
Аида и Люда - ученицы 10 класса. У них примерно одинаковая успеваемость и одинаковое положение в коллективе. Когда в начале учебного года они узнали, что их класс будет расформирован, то Аида с удовольствием заявила, что наконец-то расстанется с ребятами, которые её обидели. Люда же с досадой заметила, что теперь она опять будет в одном классе с Р. и У., с которыми она порвала дружбу. Однако после расформирования класса Люда в первые же дни познакомилась со всеми, а Аида долго даже не подходила к новым ученикам.

Задание 5. Укажите те особенности поведения, которые обусловлены темпераментом, и те, которые обусловлены мотивацией. По каким признакам это можно установить? У детей старшего дошкольного возраста холерического темперамента при выполнении различных трудовых заданий могут проявляться следующие особенности поведения: 1.Они невнимательны при объяснении задания, даже тогда, когда интересно.
2.Часто не выслушивают объяснения до конца и приступают к работе.
3.При неудачах бывают срывы: дети рвут тетради, бросают работу, когда что-то не получается.
4.В новых заданиях с красочным материалом при объяснении внимательно следят за каждым движением воспитателя.
5.В работах соревновательного характера проявляют терпение и настойчивость при неудачах.
6.В однообразной работе проявляют торопливость, неряшливость, неаккуратность. (По29 В. С. Мерлину.)[5]

Задание 6. Из числа нижеприведённых положений о характере выберите те, которые наиболее правильно раскрывают понятие «характер». Дайте обоснование своего ответа.
1.Черты характера проявляются в любых обстоятельствах и условиях.
2.Черты характера проявляются лишь в соответствующих им типичных обстоятельствах. 3.Черты характера есть не что иное, как отношение личности к определённым сторонам действительности.
4.Черты характера есть не что иное, как определённые способы действий.
5.В характере проявляются и отношения личности и способы действия, при помощи которых эти отношения осуществляются.
6.Характер индивидуально своеобразен.
7.Черты характера социально типичны и индивидуально своеобразны.
8.Характер - отражение общественных отношений. (По В. С. Мерлину.)[5]

Задание 7. Определите, проявляется ли в приведённых примерах характер человека. Дайте обоснование своего ответа.
А. Студента В. спросили на улице, как доехать до железнодорожного вокзала. В. остановился и обстоятельно ответил на вопрос. (По В. С. Мерлину.)
Б. Однажды учитель, открывая на уроке классный журнал, сказал: «Вот как хорошо: наконец-то вы догадались обернуть свой журнал в чистую красивую бумагу». - Это я обернул! - поднимаясь с места, быстро и громко сказал Ваня. (По Л. Л. Додон.) [5]
В. Ученик 5 класса одной сельской школы взялся ежедневно провожать (и делал это аккуратно) после занятий живущего далеко первоклассника, у которого не было родителей.
Г. Когда в 7 классе отменили контрольную работу по математике. Валя долго не могла успокоиться. Почти на протяжении15-20 минут она размахивала руками и восклицала: «Вот красота! Вот замечательно!»
Д. Коля был близорук, и все предметы подносил близко к глазам. Во время урока ему разрешалось подходить к доске. (По В. С. Мерлину.)[5]

Задание 8. Ниже перечислены черты характера. Распределите их по группам  и составьте таблицу – черты характера, выражающие направленность личности: отношение к труду, другим людям, самому себе; волевые черты характера).
Настойчивость, общительность, эгоизм, инициативность, чуткость, консерватизм, бережливость, выдержка, внушаемость, самокритичность, заносчивость, скромность. Приведите ещё по два примера в каждую группу.

Задание 9. Определите, какие из указанных ниже черт характера относятся к следующим группам: 1) моральные черты; 2) волевые черты; 3) эмоциональные черты; 4) отношения в коллективе; 5) отношение к повышению спортивного мастерства.
1.Внушаемость (вера в приметы, мнительность, и т. п.).
2.Смелость.
3.Долг и ответственность.
4.Увлечённость.
5.Общительность.
6.Доброжелательность.
7.Самообладание в экстремальных ситуациях.
8.Чувство спортивной чести.
9. Болезненное отношение к спортивным неудачам.
10.Исполнительность.
11.Наблюдательность.
12. Инициативность.
13.Уважение к товарищам.
14.Сильное переживание радости победы, бурное её проявление.
15.Патриотизм.
16.Требовательность к себе и другим.
17.Аккуратность.
18.Уверенность в своих силах.

Задание 10 (выполняется в виде реферата)
Опишите следующие понятия: темперамент, виды темпераментов характер, акцентуации характера, воля, способности. В чем состоят особенности различных типов акцентуаций характера? Опишите волевые свойства личности. Что такое способности человека? Каким образом способности связаны с деятельностью?



Практическая работа № 8 «Самосознание. Образ – Я»
Задание 1. Всегда ли можно считать человека с высокой самооценкой зазнайкой? Если нет, то в каких случаях?

Задание 2. Нередко учителя и родители жалуются, что ученики 1 класса не могут организовать себя, часто отвлекаются, не могут составить план ответа. С какими особенностями созревания мозга это связано? Что следует делать в таких ситуациях?
Задание 3. Проанализируйте случай, описанный в психологической литературе. Почему девочки не смогли достичь нормального уровня развития?
В 1920 г. в Индии были найдены две девочки: Камала, ее возраст был примерно 8 лет, и Амала - 1,5 года. Когда их нашли, девочки вели себя, как волчата. Они быстро и ловко передвигались на четырех конечностях, могли есть только молоко и мясо. Прежде чем взять в рот пишу, они тщательно обнюхивали ее. Запах свежего мяса они различали на расстоянии до 70 метров. Они боялись огня, не любили солнечный свет. Предпочитали темноту, ночью часто пытались выйти наружу. Они никогда не смеялись. Единственным звуком, который они издавали, был громкий вой. Девочки не могли играть с детьми. Они играли только друг с другом, со щенками, цыплятами и домашней молодой гиеной.
Девочки попали в приют для сирот, где с ними занимались опытные педагоги. К сожалению, Амала очень быстро умерла. Камала к 14 годам научилась произносить 30 слов, понимать простые слова, обращенные к ней.

Задание 4. Проанализируйте приведенный ниже пример и объясните, измениться ли отношение студентов к заданию и если да, то почему.
Студентам дали скучное, однообразное задание. К тому же оно казалось им бессмысленным. Так что выполнять его было мучением. Но когда они пошли на практику в школу, они должны были дать детям то же задание, объяснив, что оно интересное и очень важно для понимания предмета. От того, насколько они сумеют увлечь школьников, во многом зависела оценка по практике.   

Задание 5. В чем различие между значением и личностным смыслом. Приведите примеры.

Задание 6. Известно, что во время сеанса гипноза человеку можно внушить многое. Однако не все. Например, по-настоящему честный человек даже в состоянии гипноза не может украсть. Почему?

Задание 7. Объясните результаты эксперимента.
Группе испытуемых показали картинку, изображающую улицу дачного поселка, сказали, что изучается острота их зрения и попросили прочесть надпись на табличке на воротах. На самом деле надписей не было - на табличке были только черточки. Однако более 80 % испытуемых прочли их, как «Осторожно! Злая собака!».

Задание 8. Каким образом в результатах эксперимента проявилось действие бессознательного?
В известных опытах грузинского психолога Д.Н. Узнадзе испытуемому несколько раз предлагалось сравнить вес двух шаров. При этом на правую рук у ему всегда клали более тяжелый шар, а на левую - более легкий. В решающем, критическом опыте ему для сравнения давали два равных по весу шара. Однако все испытуемые продолжали считать, что шар на правой руке - тяжелее.



 Задание 9 (выполняется в виде реферата)
Опишите, что такое самосознание, образ – Я. Для формирования реферата ответьте на следующие вопросы:
1.  Определите сущность человеческого сознания и его структуру.
2.  Как развивается сознание человека в онтогенезе?
3.  Как складывается взаимодействие сознания и подсознания?
4.  Из каких этапов состоит сложное волевое действие?
5.  Что представляет собой сон человека?
6.  Каковы структура и функции самосознания?
7.  Какие состояния сознания бывают у людей? Какие нарушения сознания и самосознания могут возникнуть при заболеваниях?


Практическая работа № 9 «Личность. Деятельность».
Задание 1. Прочитайте. Выделите особенности, которые отражают поведение индивида, и особенности, которые отражают поведение личности. Дайте обоснование своего выбора.
Старательность, низкая адаптация к темноте, общительность, хорошая координация обеих рук, медленная скорость узнавания, большая эмоциональная возбудимость, трудолюбие, аккуратность, высокая чувствительность органов чувств, трудности в овладении новым двигательным навыком. (По В. С. Мерлину.)[5]

Задание 2. Прочитайте. Выделите особенности, которые отражают поведение индивида, и особенности, которые отражают поведение личности. Дайте обоснование своего выбора.
Добросовестность, робость, высокая скорость двигательных реакций, высокая скорость усвоения навыка, скромность, правдивость, пластичность, упрямство, реактивность, малая чувствительность к общественной оценке, подвижность, быстрый темп деятельности. (По В. С. Мерлину.)[5]

Задание 3. Даны образцы проявления в поведении людей свойств индивида и свойств личности. Выберите те образцы поведения, которые характеризуют индивида, и те, которые характеризуют личность.
А. У девочки наблюдается медлительность в моторике, в речи, в мышлении в протекании других познавательных процессов, в возникновении чувств. Она медленно и с трудом переключается с одной деятельности на другую. (По Ильиной А. И. и Палею И. М.)
Б. Студент рассказал о том, как он распределяет время между учёбой, спортом и личной жизнью.
В. Гражданин М. вступил в политическую партию.
Г. Преподаватель Г. отличается выразительной мимикой, резкими движениями и быстрой походкой.
Д. Учитель внёс предложения, осуществление которых значительно повысило успеваемость в школе.
Е. У инженера Ш. прекрасная дикция и приятный голос.

Задание 4. Установите соответствие.
А. убеждения;                                  1.Никогда не меняю свои решения.
Б. мотивы;                                        2.Не хочу учить психологию - лучше посплю.
В. уровень притязаний.                  3.Мне достаточно четырёх баллов.
4.Учусь, потому что нужен диплом.
5.Обманывать иногда можно, если это во благо другого человека.
6.Хочу первый взрослый разряд по баскетболу.
7.Учитель не должен оскорблять ребёнка.
8.Учусь потому, что хочу быть учителем.
9.Хочу, чтобы меня уважали учителя и одноклассники.
10.Человек в жизни должен попробовать всё.

Задание 5. Определите, в каких случаях говорится о деятельности. По каким признакам вы это установили?
1.Ученик обдумывает решение задачи.
2.Монах молится, перебирая чётки.
 3.Отец, лёжа на диване, читает газету.
4.Каждый вечер спортсмен пробегает 3 километра.
5.Дети играют в хоккей.
6.Пенсионер гуляет по парку.
7.Старушки на лавочке обсуждают «нонешнюю» молодёжь.
8.Мальчик вывел собаку на прогулку.
9.Ребёнок трёх лет стучит ложкой по столу.

Задание 6. Из приведённых ниже признаков выберите те, которые характеризуют всякую деятельность; те, которые характеризуют только игру, только учение, только труд.
а) условие развития психики;
б) деятельность, направленная на усвоение способов выполнения действий;
 в) условие проявления всех психических реакций;
г) деятельность, направленная на получение результата, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей;
д) деятельность, направленная на усвоение и применение системы понятий;
е) деятельность, удовлетворяющаяся самим процессом выполнения.

Задание 7 (выполняется в виде реферата)
Опишите, что такое личность. Какие свойства и функции у личности? Что значит самоактуализирующаяся личность? Что такое деятельность? Что значит ведущая деятельность? Опишите подробно внутреннюю структуру деятельности. Опишите, какая ведущая деятельность в каждом возрастном периоде от 3 лет до 18 лет.

Практическая работа № 10 «Эмоциональный стресс»
Задание 1 (выполняется в виде реферата)
Опишите, что такое эмоциональный стресс. Для формирования реферата ответьте на следующие вопросы:
  1. Как осуществляется отражение действительности в чувствах и чем оно отличается от отражения, совершаемого в процессах восприятия, мышления, памяти?
  2. Чем чувства отличаются от эмоций? Чем отличается настроение от аффекта?
  3. Зачем человеку эмоции? Каковы основные функции чувств и эмоций?
  4. С чем связана постановка проблемы эмоционального стресса?
  5. Назовите социальные факторы, стимулирующие возникновение эмоционального стресса.
  6. Раскройте сущностные особенности эмоционального стресса.
  7. В чем заключается взаимосвязь стресса и конфликтной ситуации?
  8. В чем заключается связь эмоций и стресса?
  9. Что обусловливает активность или пассивность поведения человека при стрессе?
  10.  Что требуется для поддержания оптимального эмоционального состояния?


Практическая работа № 11 «Подростковый возраст».
Задание 1. Прочитайте.
На одном из диспутов восьмиклассник выступил: «Смелость без отчаянности всё равно, что человек без рук. Для смелого всегда характерна бесшабашная молодецкая удаль. Отчаянность и лихачество мне нравится. Эту школу прошёл Чкалов, летавший под мостом, да и М. Горький писал: «Безумству храбрых поём мы песню!» лихачество - это школа смелости.
Типично ли такое выступление для подростка? О каких особенностях личностной сферы оно говорит? Что необходимо предпринять учителю, который выслушал это мнение?
Задание 2. Вместо прочерка в цитату вставьте название соответствующего возрастного периода (младший школьный, подростковый или юношеский возраст). Аргументируйте свой ответ.
Несмотря на большие успехи, достигнутые в процессе воспитания воли, воля у «_______» развита слабо. Волевые действия, хотя и становятся более продуманными, ещё не утратили импульсивности.
Непосредственные желания и чувства остаются всё ещё более сильными мотивами поведения. «______» уже осознают необходимость действовать по долгу, но фактически часто следуют своему желанию. (В. И. Селиванов.)
Составьте рекомендации учителю по развитию воли учащихся в данном возрасте.

Задание 3. Выберите из следующих высказываний те, которые характеризуют подростковый и младший школьный возраст. Докажите правильность своего выбора.
1.Отношение в классе к каждому учащемуся во многом опосредовано отношением учителя.
2.Уход от общения со взрослыми, так как отношения в общении воспринимаются ребёнком как не равные.
3.Складывающиеся убеждения во многом зависят от ближайшего окружения ребёнка, в частности от сверстников, с которыми он общается.
4.Для ученика характерен высокий уровень самосознания, в результате чего он начинает заниматься самовоспитанием.

Задание 4. Выберите из следующих высказываний те, которые характеризуют подростковый и младший школьный возраст. Докажите правильность своего выбора.
1.Внимание основывается на непосредственном интересе, произвольное внимание развито слабо.
2.Мышление формируется теоретическое, критичное.
3.Мышление преобладает наглядное, логическое мышление только начинает формироваться.
4.Появление стремления к самовоспитанию воли.
5.Внимание и восприятие избирательны.

Задание 5. Выберите предложения, характеризующие нравственные понятия и представления подростков.
1.Подростки безнравственны.
2.Подростки в основном правильно пронимают суть нравственных качеств.
3.Подростки преувеличенно трактуют значение некоторых нравственных качеств. 4.Подростки не уважают традиций своего народа, потому что слушают иностранную музыку и подражают западной моде.
5.Упрямство подростков - следствие невоспитанности.
6.Упрямство подростков имеет психологические причины.
7.Сквернословием подростки пытаются повысить свой статус среди сверстников

Задание 6. Прочитайте.
На уроке в 7 классе. - Тебе неинтересно? - Нет, интересно! - Что же ты не слушаешь? - Я слушаю, но отвлекаюсь!
Почему так происходит?

Задание 7. Прочитайте.
Урок в 7 классе учитель построил так.
1.Устный опрос у доски (один человек отвечает, остальные слушают)
2.Объяснение учителем новой темы (методы - рассказ, объяснение).
3.Самостоятельное чтение параграфа учебника.
4.Краткая беседа по прочитанному.
Оцените эффективность урока. Насколько учтены особенности подросткового возраста? Какие изменения в урок вы бы внесли? Докажите их обоснованность.

Задание 8. Объясните, почему именно в подростковом возрасте человек чаще всего приобретает вредные привычки. Каковы психологические причины этого явления (в личностной сфере, нравственных понятиях и представлениях, взаимоотношениях)?

Задание 9. Прочитайте.
Катя (15 лет) пишет: «Учёбу я в школе бросила. Сижу дома в полной растерянности. Может я не умею заводить друзей? Может никто не хочет со мной дружить? Просто я маленького роста и не похожа на девушку. Все надо мной смеются. По-моему, мои дела не очень хороши.
В чём причина такого состояния Кати? Связано ли оно с подростковым возрастом?

Задание 10 (выполняется в форме реферата)
Опишите понятие подростковый возраст, с указанием возрастных периодов. В чем выражается перестройка организма подростка и как это проявляется?  Опишите трудности, с которыми сталкивается подросток. Объясните их психологические причины. Как помочь подростку в преодолении этих трудностей?


Практическая работа № 12 «Юность – как социально-психологическое явление»

Задание 1. О каких возрастах идёт речь? Поясните свой ответ.
Для «____» независимость - самоцель. На вопрос: «Что значит найти своё место в жизни?» «_____» отвечает: “Это значит занять независимое место, делать то, что хочешь». В «____» возрасте стремление к самоутверждению становится более реалистичным, связанным с самоанализом и самовоспитанием.

Задание 2. Определите возраст по описанию.
«Меня зовут Лена. У меня есть одна дурная черта - я не могу соглашаться с чужим мнением. Даже, если чувствую, что не права, то всё равно продолжаю настаивать на своём. Потом мучаюсь угрызениями совести, но не могу сознаться в том, что прав был другой человек. Из-за этого я уже потеряла несколько своих друзей. Помогите мне, пожалуйста».
Дайте совет Лене, на основе своих знаний об особенностях этого возраста.

Задание 3. Перед вами рекомендации педагогу по учёту в работе особенностей юношеского возраста, составленные студентами. Оцените правильность их составления. Объясните своё мнение.
1.Педагогу надо беседовать с родителями, так как это может помочь в работе с детьми.
2.С терпением относится к высказываниям юношей, так как для этого возраста характерен юношеский максимализм.
3.Больше проводить внеклассных занятий, так как в юношеском возрасте заканчивается формирование скелета, мышечной массы и половое созревание.
4.Педагогу следует помочь учащимся разобраться в окружающем и себе самом, так как в этом возрасте учащийся определяет своё место в обществе, выбирает свой жизненный путь.
5.Педагог должен строить свою учебную деятельность так, чтобы она была равна по отношению головного мозга, чтобы процессы торможения и возбуждения были равны.
6.Следует на уроках использовать индивидуальную работу, так как у юношей существует яркая потребность проявить свою индивидуальность.
7.Педагогу следует давать задания, проводить различные мероприятия, в которых учащиеся смогут проявить себя с той стороны, которая им интересна, так как в этом возрасте яркая потребность проявить свою индивидуальность.

Задание 4. Какая характерная особенность юношеского возраста проявляется в следующих высказываниях?
«Я не буду жить так, как вы! У меня будет и квартира, и денежная работа, и богатый муж».
«Надо бороться со всем плохим; не дать себя сломать, не приспосабливаться к этому».

Задание 5 (выполняется в форме реферата)
Охарактеризуйте период юности. Опишите психологию ранней юности, развитие самосознания, особенности общения и эмоциональной жизни в юношеском возрасте. Опишите значение профессионального определения  и формирования мировоззрения в данном возрастном периоде.

 СПАСИБО ЗА РАБОТУ!


План – это перечень вопросов, рассмотренных в источнике.
Выписки (тезисы) – это, как правило, письменное цитирование важных мест монографий, статей (другое) или краткое изложение мыслей автора.
Аннотация – краткое обобщение содержания работы (узловых, простых вопросов работы).
Конспект – наиболее сложная по форме запись, при составлении которой у студентов возникают наибольшие трудности. Составление конспекта вырабатывает навыки письменного изложения рассматриваемых вопросов, четко формулировать мысли и четко их излагать. Конспект произведения это его развернутые тезисы, которые содержат доказательства. Конспекты могут быть текстуальными и тематическими. В первом случае прослеживается план изложения материала, во втором – содержание темы.
Для конспектирования существуют следующие правила:
1. Прежде всего, обязательно указываются выходные данные источника или наименование произведения, год и место его издания, количество страниц.
2. Обязательно оставляется место для последующих уточнений и дополнений широкие поля конспекта.
3. Конспект структурно подразделяется на составные части в соответствии с планом.
4. Записывается только самое главное, ясным и четким почерком, сокращения слов следует избегать.
5. Необходимо выделять отдельные, наиболее важные положения (подчеркивать цветными карандашами, маркерами, выделять печатными буквами и т.п.).
6. В тематический конспект включаются выписки и тезисы из одного или нескольких произведений, посвященные одной и той же проблеме.
Самостоятельность студентов в овладении учебным материалом проявляется в творческом обсуждении этих вопросов во время аудиторных занятий высказывая свое мнение, анализируя прочитанное, подкрепляя учебный материал примерами из жизни практики работы ОВД, студенты глубже осмысливают и закрепляют его в памяти.



  

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.             Баранов С.П., Болотина Л.Р., Сластенин В.А. Педагогика. Москва, «Просвещение», 1987, с.367
2.             Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии. - М.: Владос, 1999. -304 с.
3.             Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2000. - 456 с.
4.             Богословский В. В., Ковалева А. Г., Степанова А. А., Общая психология. Москва, «Просвещение», 1981, с.382
5.             Венгер Л.А., Мухина В. С.   Психология   Москва, «Просвещение», 1988, с.335
6.             Крылов А. А.  Психология   Москва, «Проспект», 1999, с.583
7.             Куриленко Т. М. Задачи и упражнения по педагогике. - Минск: Вышэйшая школа, 1970. - 200 с.
8.             Сборник задач по общей психологии./ Под ред. В.С. Мерлина. - М.: Просвещение, 1974.- 207 с.
9.             Нойнер Г., Бабанский Ю.К.  Педагогика.   Москва, «Педагогика», 1984, с. 361
10.         Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология. Москва, «Педагогика», 1979, с. 287
11.         Подласый И. П. Педагогика.            Москва, «ВЛАДОС», 2001, с. 574
12.         Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.    Санкт-Петербург, ПИТЕР, 2000, с. 705
13.         Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов на Дону, «Феникс», 1999, с.671

Дополнительные источники:
1.             Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших уч. зав./ Г.М.Андреева - 5-е изд, испр. и доп. - М: Аспект Пресс, 2004. - 365 с.
2.             Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие / М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 576 с. (Серия "Кафедра психологии").
3.             Козлов Н.И. Формула успеха, или Философия жизни эффективного человека. - М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2004. -304 с.: ил. - (Практическая психология).
4.             Крылов А. А. Психология. Учебник. - Проспект, Москва, 1999, с.671
5.             Мириманова М.С.  Конфликтология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений.- 2-е  изд., испр. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 320 с.
6.             Платонов Ю.П. Основы социальной психологии.-СПб.: Речь. 2004.- 624 с.
7.             Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / В.Ю.Дорошенко, Л.И.Зотова, В.Н. Лавриненко и др.; Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 279 с.
  1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. — М., 1982.
  2. Введение в научное исследование по педагогике. — М., 1988. Загвязинский В.И.
  3. Методология и методика дидактического исследования. — М., 1982. Ительсон Л. Б.
  4.  Математические и кибернетические методы в педагогике. — М., 1968.
  5. Проблемы методологии педагогики и методики исследований / Под ред. М.А. Данилова, Н.И. Болдырева. — М., 1971. Скалова Я.
  6. Баранов СП. Принципы обучения. — М., 1975.
  7. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. — М., 1987.
  8.  ЗанковЛ.В. Дидактика и жизнь. — М., 1968.
  9. Поташник ММ. Как развивать педагогическое творчество.— М., 1987.
  10. Раченко И.П. НОТ учителя. — М., 1982. Скульскип Р.П. Учиться быть учителем. — М., 1986.
  11. Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. — М., 1985
  12. Методология и методы педагогических исследований. — М., 1989.

Интернет-ресурсы:
  1. Страница Галай Н.В. «Психология общения» http://tttiho.blogspot.ru/
  2. Сайт министерства образования РФ  http://mon.gov.ru/
  3. Сайт академика А.Новикова http://www.anovikov.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий