Поиск по этому блогу

Практические работы "Психология общения"



 МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
 для студентов по выполнению практических работ


дисциплина:
Психология общения

специальность СПО:
072501 Дизайн (в области культуры и искусства)
072601 Декоративно прикладное искусство и народные промыслы (по видам)



Методическое пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС к уровню подготовки выпускника по специальностям СПО Дизайн, ДПИ, предназначено для студентов, изучающих Психологию общения. Методическое пособие направлено на формирование общих и профессиональных компетенций, включает в себя практические работы, которые проводятся с применением соответствующего учебно-методического и программного обеспечения. При составлении практических заданий моделируются личностные психологические тесты, в задание включается анализ результатов и выводы.


 Методическое пособие предназначено для выполнения практических работ при изучении дисциплины «Психология общения».
Основными целями практических занятий являются закрепление и углубление теоретических знаний, умение применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности, использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. Умение применять полученных на аудиторных занятиях и в ходе самостоятельной работы студента, формирование умений и навыков работы с личностными психологическими тестами, составления самодиагностики, развитие самостоятельности, ответственности и организованности.
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения учебной дисциплины.

 Практическая работа № 1
«Общепсихологическая типология личности»
Цель работы: определить свой тип высшей нервной деятельности (темперамента).
Диагностический инструментарий:  тест Г. Айзенка «Общепсихологическая типология личности».
Ход работы:
1.                  Тест состоит из 57 вопросов, 24 из которых направлены на выяснение степени экстравертности или интровертности человека, еще 24 — на выявление уровня эмоциональной стабильности, 9 вопросов — это так называемая корректирующая шкала, позволяющая проверять, насколько искренне вы отвечали на вопросы.
Ответьте на вопросы "да" или "нет". Результаты оцениваются с помощью соответствующего ключа.
1. Часто ли испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому чтобы встряхнуться, испытать возбуждение?
2.Часто нуждаетесь в друзьях, которые вас понимают, могут ободрить и утешить?
3. Вы человек беспечный?
4. Не находите ли, что вам трудно отвечать "нет"?
5. Задумываетесь ли перед тем, как что-либо предпринять?
6. Если обещали что-то сделать, всегда ли сдерживаете свое обещание?
7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?
8. Обычно вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?
9. Часто ли вы чувствуете себя несчастным человеком без достаточных на то причин?
10. Сделали бы вы на спор все, что угодно?
11. Возникает ли у вас чувство робости и смущения, когда вы хотите завести разговор с симпатичной (ым) незнакомкой (цем)?
12. Выходите ли вы иногда из себя, злитесь?
13. Часто ли действуете под влиянием минутного настроения?
14. Часто ли беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-нибудь такое, чего не следовало?
15. Предпочитаете ли книги встречам с людьми?
16. Легко ли вас обидеть?
17. Любите ли часто бывать в компаниях?
18. Бывают ли мысли, которые вы бы хотели скрыть от других?
19. Верно ли, что иногда вы полны энергии, так что все горит в руках, а потом совсем вялы?
20. Предпочитаете ли иметь меньше друзей, но особенно близких?
21. Часто ли вы мечтаете?
22. Когда на вас кричат, отвечаете тем же?
23. Часто ли вас беспокоит чувство вины?
24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?
25. Способны ли дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании?
26. Считаете ли себя человеком возбудимым и чувствительным?
27. Считают ли вас человеком милым и веселым?
28. Часто ли, сделав какое-нибудь важное дело, испытываете чувство, что могли бы сделать его лучше?
29. Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей?
30. Иногда сплетничаете?
31. Бывает ли, что не спится от того, что голова полна разных мыслей?
32. Если хотите узнать о чем-либо, то предпочитаете прочитать об этом в книге, нежели спросить?
33. Бывают ли у вас сердцебиения?
34. Нравится ли вам работа, требующая постоянного внимания?
35. Бывают ли у вас приступы дрожи?
36. Всегда ли бы платили за проезд на транспорте, если бы не опасались проверки?
37. Раздражительны ли вы?
38. Вам неприятно находиться в обществе, где подшучивают друг над другом?
39. Нравится ли работа, требующая быстроты действий?
40. Волнуетесь ли вы по поводу каких-то неприятных событий, которые могли бы произойти?
41. Вы ходите медленно и неторопливо?
42. Когда-нибудь вы опаздывали на работу или свидание?
43. Часто ли вам снятся кошмары?
44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что никогда не упускаете случая побеседовать с незнакомцем?
45. Беспокоят ли вас какие-либо боли?
46. Вы чувствовали бы себя очень несчастным, если бы длительное время были лишены широкого общения с людьми?
47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?
48. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые вам явно не нравятся?
49. Можете ли вы назвать себя весьма уверенным в себе человеком?
50. Легко ли обижаетесь, когда указывают на ваши ошибки в работе или личные промахи?
51. Считаете ли вы, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?
52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?
53. Легко ли вам внести оживление в довольно скучную компанию?
54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?
55. Беспокоитесь ли о своем здоровье?
56. Любите ли подшучивать над другими?
57. Мучает ли вас бессонница?
Обработка результатов:
Ключ к тесту
Тест выделяет следующие индивидуальности человека:
Экстраверт — ориентирован на внешний мир, активен, открыт в эмоциональных проявлениях, общителен, любит движение, риск, социально адаптирован. Обычно экстраверт — отличный организатор и бизнесмен.
Интроверт — наибольший интерес для него представляет собственный внутренний мир, что выражается в склонности к размышлениям, самоанализу, замкнутости. Интроверт хорошо справляется с монотонной работой, неплохой начальник, если не требуется постоянное общение с людьми.
Шкала Интроверсия — Экстраверсия: вопросы 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56 - "да"; 5, 15, 20, 29, 32, 34, 38,41, 51 - "нет"
Шкала Эмоциональная стабильность — Эмоциональная нестабильность: вопросы 2. 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19. 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 37, 40, 43, 45, 47. 50. 52, 55, 57 - "да"; отрицательные ответы не учитываются. Если вы набрали менее 12 "да", то вы эмоционально устойчивы.
Шкала Скрытность — Откровенность, или Корректирующая шкала. Она позволяет проверить, насколько искренне вы отвечали на вопросы. Если набрали свыше 4 "да", это означает, что были не совсем честны с самим собой, отвечая на вопросы, а значит, и результаты теста не могут быть вполне достоверными.
Вопросы б, 24, 36 — "да"; 12, 18, 30, 42, 48, 54 — "нет".
За каждый ответ, совпадающий с ключом, вы получаете один балл, затем суммируете их по каждой шкале и результаты откладываете на осях схемы. Корректирующая шкала на схеме не представлена.
     
                                       
                                      Эмоциональная нестабильность
                                                          24

                       Меланхолик                                    Холерик



                  0                                       12                                                 24
Интроверсия                                                                                     Экстраверсия


                       Флегматик                                      Сангвиник


                                                            0
                                          Эмоциональная стабильность




2.                  Заполните таблицу:

п/п

Характеристика

Холерик

Сангвиник

Флегматик

Меланхолик
1
Поведение
Неуравнове-
шенное
Достаточно
уравновешен-
ное
Абсолютно
уравновешен-
ное
Неуравнове-
шенное
2
Эмоции




3
Настроение




4
Адаптация

Отличная


5
Терпение




6
Общительность


Невысокая

7
Отношение к
критике




8
Отношение к
новому
Положительное




          3. Вывод: Опишите свой тип темперамента. Определите, на свой взгляд, какие особенности вашего темперамента  положительные, а какие Вы хотели бы изменить. Опишите те качества, которые способствуют наиболее эффективному общению. Определите, учитывая Ваш темперамент, какие профессии Вам подходят.
                                                         
                                                            СПАСИБО ЗА РАБОТУ!                                    


Практическая работа № 2
«Характерологические особенности личности»
Цель работы: изучение особенностей своего характера, выявление акцентуаций.
Диагностический материал:  методика определения акцентуаций характера К. Леонгарда, тест «Уровень субъективного контроля».
Ход работы:
1. Вам предлагаются утверждения, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением, поставьте знак «+» (да), если нет – знак «-» (нет). Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет.    
1.      Ваше настроение в общем веселое и беззаботное?
2.      Восприимчивы ли к обидам?
3.      Бывает так, что на глаза неожиданно навертываются слезы?
4.      Всегда ли считаете себя правым в осуществляемом вами деле и не успокоитесь, пока не убедитесь в этом?
5.      Считаете ли себя таким же смелым, как в детском возрасте?
6.      Часто ли меняется ваше настроение от глубокой радости до глубокой печали?
7.      В компании находитесь в центре внимания?
8.      Бывает ли так, что беспричинно находитесь в угрюмом и раздражительном настроении, что с вами лучше не разговаривать?
9.      Серьезный вы человек?
10.  Способны ли восторгаться, восхищаться чем-нибудь?
11.  Вы предприимчивы?
12.  Быстро ли забываете, если вас кто-либо обидит?
13.  Вы мягкосердечный человек?
14.  Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли затем, не осталось ли оно висеть в прорези?
15.  Всегда ли стараетесь быть добросовестным в работе?
16.  Испытывали ли в детстве страх перед грозой или собаками?
17.  Стремитесь ли во всем и всюду соблюдать порядок?
18.  Зависит ли ваше настроение от внешних обстоятельств?
19.  Любят ли вас ваши знакомые?
20.  Часто ли ваше настроение бывает подавленным?
21.  Часто ли у вас бывает чувство внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности?
22.  Бывали ли у вас раньше хотя бы один раз нервный срыв или истерика?
23.  Трудно ли вам долго усидеть на одном месте?
24.  Отстаиваете ли свои интересы, если кто-то поступил с вами несправедливо?
25.  Можете ли зарезать курицу или овцу?
26.  Раздражает ли вас, если дома занавес или скатерть висят настолько неровно, что стараетесь сразу же поправить их?
27.  Испытывали ли в детстве страх, когда оставались один в квартире (доме)?
28.  Часто ли без причины у вас меняется настроение?
29.  Всегда ли старательно относитесь к своей деятельности?
30.  Быстро ли можете разгневаться?
31.  Можете ли быть бесшабашно веселым?
32.  Может ли иногда чувство полного счастья пронизывать вас?
33.  Подходите ли для ведущего в юмористическом спектакле?
34.  Высказываете ли людям свое мнение откровенно по тому или иному вопросу?
35.  Трудно ли переносите вид крови?
36.  Любите ли работу с высокой личной ответственностью?
37.  Склонны ли выступать в защиту человека, с которым поступили несправедливо?
38.  Трудно ли вам входить в темный подвал?
39.  Кропотливую черную работу выполняете так же тщательно, как и любимое дело?
40.  Вы общительны?
41.  В школе охотно декламировали стихи?
42.  Убегали ли в детстве из дома?
43.  Кажется ли жизнь вам трудной?
44.  Бывали ли у вас конфликты, которые так изматывали вам нервы, что идти на работу казалось просто невыносимо?
45.  Можно ли сказать, что при неудачах, теряете чувство юмора?
46.  Сделаете ли первый шаг к примирению, если вас кто-то обидит?
47.  Вы любите животных?
48.  Уйдете ли с работы или из дома, если у вас там что-то не в порядке?
49.  Преследует ли вас иногда неясная мысль, что с вами или вашими близкими случится какое-нибудь несчастье?
50.  Считаете ли, что ваше настроение зависит от погоды?
51.  Трудно ли вам докладывать, выступать перед большим количеством людей?
52.  Можете ли ударить обидчика, если он вас оскорбит?
53.  Много ли вы общаетесь?
54.  Если будете чем-либо разочарованы, то придете в отчаяние?
55.  Нравится ли вам работа организаторского характера?
56.  Упорно ли стремитесь к намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий?
57.  Может ли фильм так взволновать вас, что слезы выступят на глазах?
58.  Часто ли вам бывает трудно заснуть из-за того, что целый день размышляли над своим будущим или какой-нибудь проблемой?
59.  В школе вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать?
60.  Трудно ли вам ночью пройти через кладбище?
61.  Тщательно ли следите за тем, чтобы каждая вещь в доме лежала на своем месте?
62.  Бывает ли так, что будучи перед сном в хорошем настроении, вы встаете в подавленном, длящемся несколько часов?
63.  Легко ли приспосабливаетесь к новой ситуации?
64.  Есть ли у вас предрасположенность к головной боли?
65.  Часто ли смеетесь?
66.  Можете ли быть приветливыми с теми, кого не цените, не любите или не уважаете?
67.  Вы подвижный человек?
68.  Сильно ли переживаете из-за несправедливости?
69.  Модно ли вас назвать страстным любителем природы?
70.  Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы, выключены ли газ и свет, закрыта ли дверь?
71.  Пугливы ли вы?
72.  Изменяется ли ваше настроение при приеме алкоголя?
73.  Охотно ли участвовали в юности в кружках художественной самодеятельности?
74.  Смотрите ли на будущее несколько пессимистически?
75.  Часто ли тянет вас путешествовать?
76.  Может ли ваше настроение измениться резко от высочайшей радости до глубокой тоски?
77.  Легко ли поднимаете настроение друзей в компании?
78.  Долго ли переживаете обиду?
79.  Сильно ли переживаете горести других людей?
80.  Была ли у вас привычка в школе переписывать лист в тетради, если поставили на него кляксу?
81.  Можно ли сказать, что вы больше недоверчивы и осторожны, нежели доверчивы?
82.  Часто ли видите страшные сны?
83.  Способны ли отвлечься от трудных проблем, требующих решения?
84.  Становитесь ли радостным в веселой компании?
85.  Возникала ли у вас мысль против воли броситься из окна или под приближающийся поезд?
86.  Трудно ли вам сдержать себя, если разозлитесь?
87.  В беседе вы словоохотливы или молчаливы?
88.  Если бы вам необходимо было играть на сцене, смогли бы с полным перевоплощением войти в роль и забыть о себе?
Обработка результатов:
Посчитайте количество ответов «Да» (+) на одни указанные вопросы и количество ответов «Нет» (-) на другие, затем сумму умножьте на соответствующее данной шкале число.
1.  Гипертимы                         х3 (умножить        6. Циклотимные                 х3
значение шкалы на 3)
+ (да): 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67,77                            + (да): 6, 18,28, 40, 50, 62, 72, 84
- (нет):            нет                                                                 - (нет): нет
2. Застревающие, ригидные                    х2        7. Демонстративные          х2
+ (да): 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81                                 + (да): 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88
- (нет): 12, 46, 59                                                                  - (нет): 51
3. Эмотивные, лабильные                       х 3                   8. Неуравновешенные, возбудимые х3
+ (да): 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79                                             + (да): 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86
- (нет): 25                                                                              - (нет): нет
4. Педантичные                              х2                    9. Дистимичные                             х3
+ (да): 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83                     + (да): 9, 21, 43, 75, 87
- (нет): 36                                                                              - (нет): 31, 53, 65
5. Тревожные                                  х3                    10. Экзальтированные                  х6
+ (да): 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82                                           + (да): 10, 32, 54, 76
- (нет): 5                                                                                - (нет): нет

Оценивание уровня акцентуированного выражения личности производится по ключевой таблице и результаты отражаются в графике.
                                                                           
24 -------------------------------------------------------                  18-24 ярко выраженные акцентуации


12 -------------------------------------------------------                  12-18 выраженные акцентуации
10 -------------------------------------------------------
                                                                                     8-12  среднее значение
  8 -------------------------------------------------------
                                                                                     0-6 отсутствие выраженности
  0
     1    2    3    4    5    6    7    8    9   10


2. Дайте развернутую характеристику своих акцентуации, которые находятся в диапазоне от 18 до 24 баллов и от 0 до 6 баллов. Выделите ярко выраженные акцентуации.

3. Какие акцентуации Вам мешают при достижении поставленных целей? Которые из них Вы хотели бы изменить? И как?

4. Тест «Уровень субъективного контроля»
Тест позволяет оценить уровень субъективного контроля, который у каждого человека постоянен и определяет его поведение в любых ситуациях, как в случае удачи, так и неуспеха. В основе теста — положение о том, что человек экстернального типа полагает, что происходящие с ним события являются действием внешних сил — случая, других людей и т.д. и от него не зависят. Человек же интернального типа считает происходящие с ним события результатом своей собственной деятельности.
На предложенные ниже вопросы ответьте "да" или "нет" в соответствии с вашим согласием или несогласием.
1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от особенностей и усилий человека.
2. Большинство разводов происходит от того, что люди не хотят приспосабливаться друг к другу.
3. Болезнь — дело случая: уж если суждено заболеть, то ничего не поделаешь.
4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.
7. Внешние обстоятельства — родители и благосостояние — влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.
8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.
10. Мои отметки в школе чаще зависели от случайных обстоятельств, чем от моих собственных усилий.
11. Когда я строю планы, в общем верю, что смогу их осуществить.
12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.
13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.
14. Если люди не подходят друг другу, то как бы они не старались наладить семейную жизнь они все равно не смогут.
15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.
16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
18. Я стараюсь не планировать далеко вперед потому, что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.
19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.
20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
22. Я предпочитаю руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.
23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.
24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успехов в своем деле.
25. В конце концов за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.
27. Если я очень захочу, то могу расположить к себе любого.
28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.
29. То, что со мной случается, — это дело моих собственных рук.
30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе.
31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявил достаточных усилий.
32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.
33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам.
34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.
35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы решаться сами собой.
36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было зависит счастье моей семьи.
38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
39. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.
40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.
41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны в этом винить только самих себя.
43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.
44. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависели от везения или невезения.

Обработка результатов:
Баллы начисляются, если дан ответ "да" на вопросы 2,4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 31, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44, и если "нет" - на вопросы 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43. Максимальный балл 44.
Высокий показатель соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных в их жизни событий — результат их собственных действий, что они могут ими управлять и, следовательно, чувствуют ответственность за свою жизнь и судьбу.
Низкий показатель уровня субъективного контроля показывает, что такие люди не видят связи между своими поступками и значимыми для них событиями в их жизни и полагают, что большинство их являются результатом случая или действий других людей.
            Опишите свой уровень субъективного контроля.
5. Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Поэтому волю принято называть основой характера. Основными этапами волевого процесса являются:
1) возникновение побуждения или постановка цели;
2) стадия обсуждения или борьба мотивов (выбор средств, способов и приемов для достижения цели);
3) принятие решения (выбор действий в соответствии с целью);
4) исполнение принятого решения.
Вывод: Составьте свой «Личный план развития» (на ближайшее будущее) согласно этапам волевого процесса. Какими основными волевыми качествами необходимо обладать (или развивать их) для реализации своего личного плана развития?

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

Практическая работа № 3
«Эмоции и чувства»
Цель работы: диагностировать состояния своей агрессии,  провести дифференцированное измерение тревожности.
Диагностический инструментарий: опросник Басса-Дарки «Диагностика состояния агрессии»; тест Ч.Д.Спилберга «Дифференцированное измерение тревожности».
Ход работы:
1. Опросник Басса-Дарки «Диагностика состояния агрессии»
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет".
1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим
2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню
5. Я не всегда получаю то, что мне положено
6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной
7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать
8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека
10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами
11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам
12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его
13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами
14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал
15. Я часто бываю несогласен с людьми
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь
17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями
19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется
20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор
21. Меня немного огорчает моя судьба
22. Я думаю, что многие люди не любят меня
23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины
25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку
26. Я не способен на грубые шутки
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются
28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались
29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится
30. Довольно многие люди завидуют мне
31. Я требую, чтобы люди уважали меня
32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу"
34. Я никогда не бываю мрачен от злости
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь
36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания
37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются
39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям
40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены
41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня
42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь
43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием
44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел
45. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам"
46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю
47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею
48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь
49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева
50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться
51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать
52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня
53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ
54. Неудачи огорчают меня
55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие
56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее
57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку
58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо
59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю
60. Я ругаюсь только со злости
61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть
62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее
63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу
64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся
65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить
66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает
67. Я часто думаю, что жил неправильно
68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки
69. Я не огорчаюсь из-за мелочей
70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня
71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение
72. В последнее время я стал занудой
73. В споре я часто повышаю голос
74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям
75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить
Обработка результатов:
Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:
1. Физическая агрессия:
• "да" = 1, "нет" = 0: 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68;
• "нет" = 1, "да" = 0: 9, 17, 41.
2. Косвенная агрессия:
• "да" = 1, "нет" = 0: 2, 18, 34, 42, 56, 63;
• "нет" = 1, "да" = 0: 10, 26, 49.
3. Раздражение:
• "да" = 1, "нет" = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72;
• "нет" = 1, "да" = 0: 11, 35, 69.
4. Негативизм:
• "да" = 1, "нет" = 0: 4, 12, 20, 23, 36;
5. Обида:
• "да"= 1, "нет" = 0: 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58.
• "нет" = 1, "да" = 0: 44.
6. Подозрительность:
• "да" = 1, "нет" = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59;
• "нет" = 1, "да" = 0: 65, 70.
7. Вербальная агрессия:
• "да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73;
• "нет" = 1, "да" = 0: 39, 66, 74, 75.
8. Чувство вины:
• "да" = 1, "нет" = 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.
Враждебность = Обида + Подозрительность;
Агрессивность = Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия.
Интерпретация результатов теста: Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6-7 ± 3.
            Определите свой уровень агрессивности и враждебности. Опишите как часто проявляются эти чувства и в каких ситуациях.
Методика диагностики самооценки Спилберга - Ханина является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).
Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности.
Прочтите внимательно каждое из приведенных ниже суждений и отметьте справа в графах цифры, соответствующие вашему выбору из четырех альтернатив. Над ответами на предложенные суждения долго думать не следует. Выберите тот ответ, который более всего соответствует вашему мнению.
Тест-опросник содержит две шкалы: шкалу ситуационной тревожности и шкалу личностной тревожности. Для первой шкалы выбираемые ответы соответствуют четырем альтернативам («Нет, это не так»; «Пожалуй, так»; «Верно»; «Совершенно верно»). Для второй шкалы ответы также соответствуют четырем альтернативам («Никогда»; «Почти никогда»; «Часто»; «Почти всегда»).
Шкала ситуационной тревожности

2. Методика диагностики самооценки уровня тревожности Спилберга - Ханина.

п/п
Суждение
Выбираемые ответы
Нет, это не так
Пожалуй, так
    Верно    
Совершенно верно
1
Я спокоен
1
2
3
4
2
Мне ничто не угрожает
1
2
3
4
3
Я нахожусь в состоянии
напряжения
1
2
3
4
4
Я внутренне спокоен
1
2
3
4
5
Я чувствую себя спокойно
1
2
3
4
6
Я расстроен
1
2
3
4
7
Меня волнуют возможные
неудачи
1
2
3
4
8
Я ощущаю душевный покой
1
2
3
4
9
Я встревожен
1
2
3
4
10
Я испытываю чувство
внутреннего удовлетворения
1
2
3
4
11
Я уверен в себе
1
2
3
4
12
Я нервничаю
1
2
3
4
13
Я не нахожу себе места
1
2
3
4
14
Я взвинчен
1
2
3
4
15
Я не чувствую скованности и   напряжения
1
2
3
4
16
Я доволен
1
2
3
4
17
Я озабочен
1
2
3
4
18
Я слишком возбужден, и
мне не по себе
1
2
3
4
19
Мне радостно
1
2
3
4
20
Мне приятно
1
2
3
4

п/п
Суждение
Выбираемые ответы
  Никогда   
Почти никогда
   Часто    
Почти всегда
21
У меня бывает приподнятое
настроение
1
2
3
4
22
Я бываю раздражительным
1
2
3
4
23
Я легко могу расстроиться
1
2
3
4
24
Я хотел бы быть таким же удачливым,
как другие
1
2
3
4
25
Я сильно переживаю неприятности и
долго не могу о них забыть
1
2
3
4
26
Я чувствую прилив сил, желание
работать
1
2
3
4
27
Я спокоен, хладнокровен и собран
1
2
3
4
28
Меня тревожат возможные трудности
1
2
3
4
29
Я слишком переживаю из-за пустяков
1
2
3
4
30
Я бываю вполне счастлив
1
2
3
4
31
Я все принимаю близко к сердцу
1
2
3
4
32
Мне не хватает уверенности к себе
1
2
3
4
33
Я чувствую себя беззащитным
1
2
3
4
34
Я стараюсь избегать критических
ситуаций и трудностей
1
2
3
4
35
У меня бывает хандра
1
2
3
4
36
Я бываю доволен
1
2
3
4
37
Всякие пустяки отвлекают и
волнуют меня
1
2
3
4
38
Бывает, что я чувствую себя
неудачником
1
2
3
4
39
Я уверенный человек
1
2
3
4
40
Меня охватывает беспокойство,
когда я думаю о своих делах
и заботах
1
2
3
4
Номер
суждения
Ситуационная тревожность (ответ)
I
II
III
IV
1
4
3
2
1
2
4
3
2
1
3
1
2
3
4
4
1
2
3
4
5
4
3
2
1
6
1
2
3
4
7
1
2
3
4
8
4
3
2
1
9
1
2
3
4
10
4
3
2
1
11
4
3
2
1
12
1
2
3
4
13
1
2
3
4
14
1
2
3
4
15
4
3
2
1
16
4
3
2
1
17
1
2
3
4
18
1
2
3
4
19
4
3
2
1
20
4
3
2
1
Номер
суждения
Личностная тревожность (ответ)
I
II
III
IV
21
4
3
2
1
22
1
2
3
4
23
1
2
3
4
24
1
2
3
4
25
1
2
3
4
26
4
3
2
1
27
4
3
2
1
28
1
2
3
4
29
1
2
3
4
30
4
3
2
1
31
1
2
3
4
32
1
2
3
4
33
1
2
3
4
34
1
2
3
4
35
1
2
3
4
36
4
3
2
1
37
1
2
3
4
38
1
2
3
4
39
4
3
2
1
40
1
2
3
4

Шкала личностной тревожности
Обработка результатов:
Для того чтобы подсчитать сумму баллов, полученных за ответы на суждения по шкалам ситуационной и личностной тревожности, необходимо воспользоваться ключом к методике оценки тревожности. Порядковым номерам выбранных альтернатив по каждому из номеров суждений в ключе соответствует определенное количество баллов. Например, для первого суждения первой альтернативе («Нет, это не так») присвоено 4 балла, второй альтернативе («Пожалуй, так») - 3, третьей альтернативе - 2, четвертой альтернативе - 1 балл, и так далее.
Ключ к методике определения ситуационной и личностной тревожности


Подсчитывается общее количество баллов по всем суждениям отдельно по каждой из шкал (ситуационной тревожности и личностной тревожности). Это общее количество баллов в отдельности по каждой шкале делится на 20. Итоговый показатель рассматривается как уровень развития соответствующего вида тревожности для данного испытуемого. При этом показателями уровней тревожностей будут:
3,5-4,0 балла - очень высокая тревожность
3,0-3,4 балла - высокая тревожность
2,0-2,9 балла - средняя тревожность
1,5-1,9 балла - низкая тревожность
0,0-1,4 балла - очень низкая тревожность.
Следует обращать внимание не только на высокий и очень высокий уровни тревожности, но и на «чрезмерным спокойствием» (то есть очень низкий уровень тревожности). Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. При этом следует иметь в виду, что ответы во многом зависят от желания давать искренние ответы. Так, высокие баллы по шкалам могут выступать своеобразным «криком о помощи», и, напротив, за «чрезмерным спокойствием» может скрываться повышенная тревога, о которой человек по разным причинам не хочет сообщать.
Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Для низкотревожных людей требуются пробуждение активности, возбуждение заинтересованности, чувства ответственности в решении тех или иных задач.
3. Вывод: Опишите, что нового о себе Вы узнали в ходе практической работы. Ответьте на вопросы: Зачем человеку эмоции? Каковы основные функции чувств и эмоций? Что требуется для поддержания оптимального эмоционального состояния?

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!


Практическая работа № 4
«Общение как коммуникация»
Цель работы: определить свои коммуникативные навыки общения.
Диагностический инструментарий:  тест «Кто я? Капитан? Рулевой? Пассажир?»;
тест «Умеете ли Вы слушать?».
Ход работы:
1.                  Тест «Кто я? Капитан? Рулевой? Пассажир?»
Если Вы хотите узнать себя, на каждый из предлагаемых вопросов ответьте правдиво: "да", "нет", "не знаю".
1. Я всегда чувствую ответственность за все, что происходит в моей жизни.
2. В моей жизни не было бы столько проблем, если бы некоторые люди изменили свое отношение ко мне.
3. Я предпочитаю действовать, а не размышлять над причинами моих неудач.
4. Иногда мне кажется, что я родился (родилась) под несчастливой звездой.
5. Считаю, что любую проблему можно решить, и не очень понимаю тех, у кого возникают какие-то жизненные трудности.
6. Люблю помогать людям, потому что чувствую благодарность за то, что другие сделали для меня.
7. Если происходит конфликт, то размышляя, кто в нем виноват, я обычно начинаю с самого (самой) себя.
8. Иногда я думаю, что за многое в моей жизни ответственны те люди, под влиянием которых я стал (стала) таким (такой), как я есть.
9. Я считаю, что алкоголики сами виноваты в своей болезни.
10. Если черная кошка перейдет мне дорогу, я перехожу на другую сторону улицы и жду, когда кто-то пройдет впереди меня.
11. Если я простужаюсь, предпочитаю лечиться самостоятельно, а не прибегать к помощи врача.
12. Считаю, что во вздорности и агрессивности, которые так раздражают в женщине, чаще всего виноваты другие люди.
13. Уверен, что каждый человек независимо от обстоятельств должен быть сильным и самостоятельным.
14. Я знаю свои недостатки, но хочу, чтобы окружающие относились к ним снисходительно.
15. Обычно я мирюсь с ситуацией, на которую повлиять не в состоянии.
Обработка результатов:
За каждый ответ "да" на вопросы 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13 и ответ "нет" на вопросы 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 15 поставьте себе по десять баллов, за ответ "не знаю" — пять баллов, затем подсчитайте общее количество баллов.
100—150 баллов. Вы капитан собственной жизни, чувствуете ответственность за все, что с вами происходит, многое берете на себя, преодолеваете трудности, не возводя их в ранг жизненных проблем. Вы видите перед собой задачу и думаете над тем, как ее можно решить. Что при этом происходит в вашей душе — для окружающих загадка.
50—99 баллов. Вы охотно бываете рулевым, но можете, если это необходимо, передать штурвал в верные руки. При оценке причин собственных трудностей реалистичны: гибкость, чуткость и рассудительность всегда бывают вашими союзниками. Вы умеете жить в добром согласии с другими людьми, не нарушая внутреннего согласия с самим собой.
До 49 баллов. Вы часто бываете пассажиром в своей жизни, легко подчиняетесь внешним силам, считая, что так сложились обстоятельства, судьба и т.п. В своих трудностях обвиняете кого угодно, но только не себя. Настоящая независимость кажется вам недостижимой и невозможной.

2.                  Тест «Умеете ли вы слушать?»
Ответьте, на каждый из предлагаемых вопросов: «Почти всегда», "В большинстве случаев", "Иногда", "Редко", "Почти никогда".
1. Стараетесь ли вы "свернуть" беседу в тех случаях, когда тема (или собеседник) не интересны вам?
2. Раздражают ли вас манеры вашего партнера по общению?
3. Может ли неудачное выражение другого человека спровоцировать вас на резкость или грубость?
4. Избегаете ли вступать в разговор с неизвестным или малознакомым человеком?
5. Имеете ли привычку перебивать говорящего?
6. Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?
7. Меняете ли тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто ваш собеседник?
8. Меняете ли тему разговора, если собеседник коснулся неприятной для вас темы?
9. Поправляете ли человека, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, названия, вульгаризмы?
10. Бывает ли у вас снисходительно-менторский тон с оттенком пренебрежения и иронии по отношению к тому, с кем говорите?
Обработка результатов:
Понятие "коммуникативные умения" предполагает также умение установить дружескую атмосферу, понять проблемы собеседника. Ответы из десяти вопросов теста оцениваются следующим образом:
"Почти всегда" — 2 балла, "В большинстве случаев" — 4 балла, "Иногда" — б баллов, "Редко" — 8 баллов, "Почти никогда" — 10 баллов.
Оценки результатов:
Чем больше баллов, тем в большей степени развито умение слушать. Если набрано более 62 баллов, то умение слушать — выше "среднего уровня". Обычно средний балл слушателей 55. Если оценка ниже, то вам стоит последить за собой при разговоре.
3.                  Составьте таблицу-схему  «Невербальные средства общения».
4.                  Вывод: Почему эффективность общения связывают с коммуникативной стороной? Какова роль вербального и невербального общения в межличностном взаимодействии?

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

Практическая работа № 5
«Деловое общение»
Цель работы: определить свой уровень общительности и стиль делового общения.
Диагностический инструментарий: тест «Ваш уровень общительности»; тест «Ваш стиль делового общения».
Ход работы:
1.  Тест  «Ваш уровень общительности»
Этот тест поможет взглянуть на себя "со стороны", узнать достаточно ли вы коммуникабельны, корректны в отношениях со своими коллегами, сотрудниками, членами семьи. На каждый из 16 вопросов отвечайте быстро и однозначно: "да", "нет", "иногда".
1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи?
2. Вызывает ли смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании?
3. Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента?
4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
5. Любите ли делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
6. Раздражаетесь ли, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на вопрос)?
7. Верите ли, что существует проблема "отцов и детей" и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
8. Постесняетесь ли напомнить знакомому, что он забыл вернуть вам деньги, которые занял несколько месяцев назад?
9. В кафе или столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он?
11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была. Предпочитаете ли отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?
12. Боитесь ли участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
13. У вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, живописи, культуры и никаких чужих мнений на этот счет не приемлете. Это так?
14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочитаете ли промолчать и не вступать в спор?
15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
16. Охотнее ли излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?
Обработка результатов:
"Да" - 2 очка, "иногда" — 1 очко, "нет" — О очков. Полученные очки просуммируйте и по классификатору определите, к какой категории относитесь.
30—32 очка. Вы явно некоммуникабельны и это ваша беда, так как страдаете от этого не только сами, но и близкие вам люди. Старайтесь быть общительней, контролируйте себя.
25—29 очков. Вы замкнуты, не разговорчивы, предпочитаете одиночество, новая работа и необходимость новых контактов выводят вас из равновесия. Вы знаете эту особенность вашего характера и бываете недовольны собой, поэтому в вашей власти переломить эти особенности характера.
19—24 очка. Вы, в известной степени, общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Однако с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно.
14—18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете спокойно свою точку зрения, в то же время не любите шумных компаний, а многословие вызывает у вас раздражение.
9—13 очков. Вы весьма общительны, любопытны, разговорчивы, любите высказываться по различным вопросам, охотно знакомитесь с новыми людьми, бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Чего вам не хватает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании это легко исправить.
4—8 очков. Вы должно быть "рубаха-парень". Общительность бьет из вас ключом, вы всегда в курсе всех дел, охотно принимаете участие во всех дискуссиях, охотно берете слово по любому поводу, беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой причине коллеги и руководители относятся к вам с некоторой опаской и сомнениями.
3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения, вольно или невольно часто бываете причиной разного рода конфликтов. Вспыльчивы, обидчивы, необъективны. Людям на работе и дома трудно с вами. Подумайте над этим.
Опишите свой уровень общения. Отметьте положительные стороны. Хотели бы Вы что-нибудь изменить в вашем общения? Почему?
3. Тест «Ваш стиль делового общения»
С помощью этого теста вы можете оценить свой стиль делового общения. Вам предложено 80 утверждений. Из каждой пары выберите одно – то, которое, как вы считаете, наиболее соответствует вашему поведению. Обратите внимание на то, что ни одна пара не должна быть пропущена. Тест построен таким образом, что ни одно из приведенных ниже утверждений не является ошибочным.
1. Я люблю действовать.
2. Я работаю над решением проблем систематическим образом.
3. Я считаю, что работа в командах более эффективна, чем на индивидуальной основе.
4. Мне очень нравятся различные нововведения.
5. Я больше интересуюсь будущим, чем прошлым.
6. Я очень люблю работать с людьми.
7. Я люблю принимать участие в хорошо организованных встречах.
8. Для меня очень важными являются окончательные сроки.
9. Я против откладывании и проволочек.
10. Я считаю, что новые идеи должны быть проверены прежде, чем они будут применяться на практике.
11. Я очень люблю взаимодействовать с другими людьми. Это меня стимулирует и вдохновляет.
12. Я всегда стараюсь искать новые возможности.
13. Я сам люблю устанавливать цели, планы и т.п.
14. Если я что-либо начинаю, то доделываю это до конца.
15. Обычно я стараюсь понять эмоциональные реакции других,
16. Я создаю проблемы другим людям.
17. Я надеюсь получить реакцию других на свое поведение.
18. Я нахожу, что действия, основанные на принципе "шаг за шагом", являются очень эффективными.
19. Я думаю, что хорошо могу понимать поведение и мысли других.
20. Я люблю творческое решение проблем.
21. Я все время строю планы на будущее.
22. Я восприимчив к нуждам других.
23. Хорошее планирование ~ ключ к успеху.
24. Меня раздражает слишком подробный анализ.
25. Я остаюсь невозмутимым, если на меня оказывают давление.
26. Я очень ценю опыт.
27. Я прислушиваюсь к мнению других.
28. Говорят, что я быстро соображаю.
29. Сотрудничество является для меня ключевым словом.
30. Я использую логические методы для анализа альтернатив.
31. Я люблю, когда одновременно у меня идут разные проекты.
32. Я постоянно задаю себе вопросы.
33. Деля что-либо, я тем самым учусь.
34. Полагаю, что я руководствуюсь рассудком, а не эмоциями-
35. Я могу предсказать, как другие будут вести себя в той или иной ситуации.
36. Я не люблю вдаваться в детали.
37. Анализ всегда должен предшествовать действиям.
38. Я способен оценить климат в группе.
39. У меня есть склонность не заканчивать начатые дела.
40. Я воспринимаю себя как решительного человека.
41. Я ищу такие дела, которые бросают мне вызов.
42. Я основываю свои действия на наблюдениях и фактах.
43. Я могу открыто выразить свои чувства.
44. Я люблю формулировать и определять контуры новых проектов.
45. Я очень люблю читать.
46. Я воспринимаю себя как человека, способного интенсифицировать, организовать деятельность других.
47. Я не люблю заниматься одновременно несколькими вопросами.
48. Я люблю достигать поставленных целей.
49. Мне нравится узнавать что-либо о других людях.
50. Я люблю разнообразие.
51. Факты говорят сами за себя.
52. Я использую свое воображение, насколько это возможно.
53. Меня раздражает длительная, кропотливая работа.
54. Мой мозг никогда не перестает работать.
55. Важному решению предшествует подготовительная работа.
56. Я глубоко уверен в том, что люди нуждаются друг в друге, чтобы завершить работу.
57. Я обычно принимаю решение, особо не задумываясь.
58. Эмоции только создают проблемы.
59. Я люблю быть таким же, как другие.
60. Я не могу быстро прибавить пятнадцать к семнадцати.
61. Я примеряю свои новые идеи к людям.
62. Я верю в научный подход.
63. Я люблю, когда дело сделано.
64. Хорошие отношения необходимы.
65. Я импульсивен.
66. Я нормально воспринимаю различия в людях.
67. Общение с другими людьми значимо само по себе.
68. Люблю, когда меня интеллектуально стимулируют.
69. Я люблю организовывать что-либо.
70. Я часто перескакиваю с одного дела на другое.
71. Общение и работа с другими являются творческим процессом.
72. Самоактуализация является крайне важной для меня.
73. Мне очень нравится играть идеями.
74. Я не люблю попусту терять время.
75. Я люблю делать то, что у меня получается.
76. Взаимодействуя с другими, я учусь.
77. Абстракции интересны для меня.
78. Мне нравятся детали.
79. Я люблю кратко подвести итоги, прежде чем прийти к какому-либо умозаключению.
80. Я достаточно уверен в себе.
Обработка результатов:
Выберите те номера, на которые вы ответили положительно, и отметьте их в приведенной ниже таблице. Посчитайте количество баллов по каждому стилю (один положительный ответ равен 1 баллу). Тот стиль, по которому вы набрали наибольшее количество баллов (по одному стилю не может быть более 20 баллов), наиболее предпочтителен для вас. Если вы набрали одинаковое количество баллов по двум стилям, значит, они оба присущи вам.
Стиль 1: 1, 8, 9, 13, 17, 24, 26, 31, 33, 40. 41, 48, 50. 53, 57. 63, 65, 70, 74. 79
Стиль 2: 2, 7, 10, 14, 18, 23, 25, 30, 34, 37, 42, 47, 51, 55, 58, 62, 66, 69, 75, 78
Стиль 3: 3, 6, 11, 15. 19, 22. 27, 29, 35, 38, 43, 46, 49. 56. 59, 64, 67, 71, 76, 80
Стиль 4: 4, 5, 12, 16, 20, 21, 28, 32, 36, 39, 44, 45. 52, 54, 60, 61, 68, 72, 73, 77

Стиль 1 — ориентация на действие. Характерно обсуждение результатов, конкретных вопросов, поведения, ответственности, опыта, достижений, решений. Люди, владеющие этим стилем, прагматичны, прямолинейны, решительны, легко переключаются с одного вопроса на другой, часто взволнованы.
Стиль 2 — ориентация на процесс. Характерно обсуждение фактов, процедурных вопросов, планирования, организации, контролирования, деталей. Человек, владеющий этим стилем, ориентирован на систематичность, последовательность, тщательность. Он честен, многословен и мало эмоционален.
Стиль 3 — ориентация на людей. Характерно обсуждение человеческих нужд, мотивов, чувств, "духа работы в команде", понимания, сотрудничества. Люди этого стиля эмоциональны, чувствительны, сопереживающие и психологически ориентированы.
Стиль 4 — ориентация на перспективу, на будущее. Людям этого стиля присуще обсуждение концепций, больших планов, нововведений, различных вопросов, новых методов, альтернатив. Они обладают хорошим воображением, полны идей, но мало реалистичны и порой их сложно понимать.
            Опишите ваши стиль общения. Определите, какие бы Вам подошли профессии, ориентируясь на ваш стиль общения. А какие профессии были бы для вас очень сложны.
4. Ответьте на вопросы:  Какие виды общения вам известны? Какие стороны входят в структуру общения?
5. Вывод: Опишите, что нового Вы узнали о себе, выполняя практическую работу. Что бы хотели в себе изменить.

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!


Практическая работа № 6
«Профилактика конфликтов»
Цель работы: определить свою конфликтность и стиль поведения в конфликтах.
Диагностический инструментарий: тесты: Кеннет У.Томас «Ваш способ реагирования в конфликте», «Конфликтная ли Вы личность?».
Ход работы:
1.                  С помощью теста определите свой способ реагирования в конфликте. Выделите те способы, которыми вы пользуетесь чаще. Выберите суждение, которое наиболее типично для вашего поведения.
1.      а) Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса;
      б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем  
      мы оба согласны.
2.      а) Я стараюсь найти компромиссное решение;
      б) Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого человека и моих собственных.
3.      а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;
б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
4.      а) Я стараюсь найти компромиссное решение;
б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.
5.      а) Улаживая спорную ситуацию, все время пытаюсь найти поддержку у другого человека;
б) Стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6.      а) Я пытаюсь избежать неприятностей для себя;
б) Я стараюсь добиться своего.
7.      а) Стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно;
б) Считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться в другом.
8.      а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;
б) Первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
9.      а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий;
б) Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.
10.  а) Я твердо стремлюсь добиться  своего;
б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11.  а) Первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы и интересы;
б) Стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
12.  а) Зачастую избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры;
б) Даю возможность другому человеку в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.
13.  а) Предлагаю среднюю позицию;
б) Настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.
14.  а) Сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах;
б) Пытаюсь доказать другому логику и преимущество моих взглядов.
15.  а) Стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения;
б) Стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.
16.  а) Стараюсь не задеть чувств другого;
б) Обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17.  а) Обычно настойчиво стремлюсь добиться своего;
б) Стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18.  а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем;
б) Дам возможность другому остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.
19.  а) Первым делом пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;
б) Стараюсь отложить спорные вопросы, с тем чтобы со временем решить их окончательно.
20.  а) Пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия;
б) Стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21.  а) Во время переговоров стараюсь быть внимательным к другому;
б) Всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22.  а) Пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и позицией другого человека;
б) Отстаиваю свою позицию.
23.  а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас;
б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24.  а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу;
б) Стараюсь убедить другого пойти на компромисс.
25.  а) Пытаюсь убедить другого в своей правоте;
б) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к аргументам другого.
26.  а) Обычно я предлагаю среднюю позицию;
б) Почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого их нас.
27.  а) Зачастую стремлюсь избежать споров;
б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28.  а) Обычно настойчиво стремлюсь добиться своего;
б) Улаживая ситуацию, обычно стремлюсь найти поддержку у другого.
29.  а) Предлагаю среднюю позицию;
б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.
30.  а)  Стараюсь не задеть чувств другого;
б) Всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.
Обработка результатов:
Посчитайте количество совпавших ответов по каждому типу поведения:
Соперничество: 3а, 6б, 8а, 9б,10а, 13б, 14б, 16б, 17а, 22б, 25а, 28а
Сотрудничество: 2б, 5а, 8б, 11а, 14а, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б
Компромисс: 2а, 4а, 7б, 10б, 12б, 13а, 18б, 20б, 22а, 24б, 26а, 29а
Избегание: 1а, 5б, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 21а, 23б, 27а, 29б
Приспособление: 1б, 3б, 4б, 6а, 11б, 15а, 16а, 18а, 24а, 25б, 27б, 30а
Полученные количественные оценки сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемой формы социального поведения в ситуации конфликта, тенденций его взаимоотношений в сложных условиях.
2.      Опишите выявленные типы вашего поведения в конфликте, определив их положительные и отрицательные стороны.
3.      Тест «Конфликтная ли вы личность?»
Чтобы узнать конфликтная ли вы личность, воспользуйтесь следующим тестом, выбрав по одному ответу на каждый вопрос.
1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?
а) не принимаю участия;
б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой;
в) активно вмешиваюсь, чем "вызываю огонь на себя".
2. Выступаете ли на собраниях с критикой руководства?
а) нет;
б) только если для этого имею веские основания;
в) критикую по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает.
3. Часто ли спорите с друзьями?
а) только если это люди необидчивые;
б) лишь по принципиальным вопросам;
в) споры — моя стихия.
4. Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция?
а) не буду поднимать бучу из-за пустяков;
б) молча возьму солонку;
в) не удержусь от замечаний.
5. Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу...
а) с возмущением посмотрю на обидчика;
б) сухо сделаю замечание;
в) выскажусь, не стесняясь в выражениях.
6. Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась ... а) промолчу;
б) ограничусь коротким тактичным комментарием;
в) устрою скандал.
7. Не повезло в лотерее. Как к этому отнесетесь?
а) постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не участвовать в ней;
б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;
в) проигрыш надолго испортит настроение.
Обработка результатов:
Каждое а) — 4 очка; б) 6—2 очка; в) —0 очков.
От 20—28 очков. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от конфликтов и споров, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Может поэтому иногда называют вас приспособленцем.
От 10—18 очков. Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь тогда, когда нет другого выхода и все средства исчерпаны. При этом не выходите за рамки корректности, твердо отстаиваете свое мнение. Все это вызывает к вам уважение.
До 8 очков. Конфликты и споры — это ваша стихия. Любите критиковать других, но не выносите критики в свой адрес. Ваша грубость и несдержанность отталкивает людей. С вами трудно как на работе, так и дома. Постарайтесь перебороть свой характер.

4.      Вывод: Составьте программу профилактики конфликтов в организации.


СПАСИБО ЗА РАБОТУ!


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.      Лавриненко В. Н. Психология и этика делового общения М.: ЮНИТИ, 1997    . – 369с.
2.      Столяренко Л. Д. Основы психологии РнД: Феникс, 1999. – 893с.
3.         Шеламова Г.М.  Деловая  культура и  психология  общения  (учебное пособие    для    среднего    профессионального    образования)    -    М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 178с.

Дополнительные источники:
1.             Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших уч. зав./ Г.М.Андреева - 5-е изд, испр. и доп. - М: Аспект Пресс, 2004. - 365 с.
2.             Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие / М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 576 с. (Серия "Кафедра психологии").
3.             Козлов Н.И. Формула успеха, или Философия жизни эффективного человека. - М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2004. -304 с.: ил. - (Практическая психология).
4.             Крылов А. А. Психология. Учебник. - Проспект, Москва, 1999, с.671
5.             Мириманова М.С.  Конфликтология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений.- 2-е  изд., испр. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 320 с.
6.             Платонов Ю.П. Основы социальной психологии.-СПб.: Речь. 2004.- 624 с.
7.             Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / В.Ю.Дорошенко, Л.И.Зотова, В.Н. Лавриненко и др.; Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 279 с.

2 комментария:

  1. Привет, я Мартин Рид, если вы готовы получить ссуду, свяжитесь с г-ном Бенджамином по электронной почте: 247officedept@gmail.com, WhatsApp: +1 989-394-3740 Я отдаю должное его Службе. Они предоставляют мне сумма 2 000 000,00 евро. в течение 5 рабочих дней. Г-н Бенджамин работает с инвесторами группы в чистом кредитовании и долговом финансировании с низкой рентабельностью инвестиций, чтобы оплатить свои счета, купить дом или увеличить свой бизнес. пожалуйста, я советую всем, кто нуждается в ссуде и может быть надежным, надежным и способным вернуть деньги в надлежащее время.

    ОтветитьУдалить